Автор: Анна Кошечкина
Сочинение по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".
Комедия была написана в 1823 году, перед восстанием декабристов, когда идеи свободы будоражили умы передового дворянства. «Горе от ума» - острая сатира на быт и нравы помещичье-крепостнического общества. В ней автор показал столкновение двух общественных взглядов, где главный герой конфликтует с обществом.
Один из ярких эпизодов комедии – бал в доме московского туза, именитого дворянина Фамусова. Сюда съезжаются московские дворяне, которые ведут привольную барскую жизнь, проводят время на балах, вечерах, «обедах, ужинах и танцах». Здесь они сытно наедаются («ешь три часа, а в три дни не сварится»), сплетничают, демонстрируют наряды, ищут богатых женихов для дочерей, играют в карты.
Горич – бывший офицер, энергичный человек («лишь утро: ногу в стремя»), женился, стал жить в городе. Основным занятием его стала лень, езда по балам, скука, игра на флейте одного и того же «а-мольного» дуэта. Он говорит Чацкому: «От скуки будешь ты свистеть одно и то же». Здесь же на балу Антон Антоныч Загорецкий – «отъявленный мошенник, плут», всем может угодить: кому билет достанет, кому арапку подарит, и все его принимают у себя в доме. О нем старуха Хлёстова говорит: «Лгунишка он, картежник, вор». Сама Хлёстова обращается к Софье:
«От скуки я взяла с собой
Арапку-девку да собачку, -
Вели их накормить, ужо, дружочек мой,
От ужина сошли подачку».
Хлёстова приехала посплетничать.
Здесь же и Скалозуб – «золотой мешок и метит в генералы». Он, как и хозяин дома и все присутствующие, считает «вольность» и «ученость» главным бичом для общества:
«Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений».
Хозяин дома заявляет в беседе со Скалозубом:
«Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы, да сжечь».
Молчалин взят Фамусовым в услуженье из провинции. Это его родственник. Молчалин – хитрый, подлый, изворотливый человек:
«Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья, -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была».
Молчалин пришелся ко двору Фамусова.
Софья – истинная дочь своего отца. Низкопоклонство подчинило и ее. Она не любит Чацкого, он неприятен ей. Милее лесть подлого человека. А честные, яростные монологи Чацкого раздражают ее, и она объявляет бывшего товарища своего детства сумасшедшим.
Фамусовщина – устойчивый, определенный уклад жизни. Здесь боятся молвы («грех не беда, молва нехороша»):
«Ах, боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!»
В этом обществе человека ценят не по уму, а по богатству и происхождению. Репетилов откровенно признается, что он глуп, но общается с людьми, которые кажутся ему «умнейшими». Ум Фамусова изворотлив, лжив и хорошо служит ему для обогащения и обмана. Репетилов считает, что «умный человек не может быть не плутом».
Иногда устами ярких представителей крепостничества дается характеристика себе.
Например, графиня внучка:
«Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!
Какие-то уроды с того света,
И не с кем говорить, и не с кем танцевать!»
И среди этих людей Чацкий, который переживает:
«…Мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков».
Передовой человек того времени, Чацкий осуждает это общество, обличает его в своих монологах. Фамусовское общество яростно сопротивляется Чацкому, объявляет его сумасшедшим.
Рабской морали общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Чацкий одинок в этом обществе: «И в многолюдстве я потерян», - говорит он. То, на что он надеялся, когда вернулся в Москву, рухнуло. Ему встретились здесь:
«Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором:
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет».
Чацкий заявляет:
«…Пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!»
« Назад к списку